Главная » 2020 » Ноябрь » 26 » Тематическая страничка: «Великие мореплаватели»
Тематическая страничка: «Великие мореплаватели»
14:39
Тематическая страничка: «Великие мореплаватели»
ВИЛЛЕМ БАРЕНЦ – ШКИПЕР ЭПОХИ


В этом году отмечается 470 лет со дня рождения великого голландского мореплавателя и исследователя Арктики Виллема Баренца, жизнь которого современники называют подвигом. С именем этого незаурядного человека мы сталкиваемся со школьной скамьи, видя на карте, на окраинной акватории Северного Ледовитого океана на границе с Атлантическим Баренцево море. Однако, жизнь исследователя северных широт полна «белых» пятен. Считают, что он появился на свет в 1550 г. на о. Терсхеллинг у побережья Нидерландов. Но эта дата весьма условна. К сожалению, точные сведения о его личной жизни отсутствуют. Признание заслуг исследователя произошло спустя века, когда установить истину уже было невозможно. По этой же причине современникам неизвестна и настоящая его фамилия. Фамилия Баренц на самом деле фамилией не является, а обозначает «сын Баренца». Отсутствие этих данных означает, что, скорее всего, он был простого сословия. Чем занимался мореплаватель до сорока лет - также неизвестно. Очевидно, желание совершенствоваться в морском деле привело его в Амстердам в школу навигации и картографии к Петеру Планциусу, где он приобрел профессию составителя географических карт. Вскоре вместе с учителем они отправились в морской поход к итальянским и испанским берегам, в результате которого был составлен атлас Средиземного моря, а самому Баренцу было присвоено звание штурмана.

И все же Виллем Баренц известен в первую очередь благодаря своим длительным и опасным экспедициям в Арктику, предпринятым с целью поиска короткого пути в Китай и Восточную Индию, в удаче которых он был полностью уверен, так как верил, что северные льды летом могут растаять.

В первую свою экспедицию он отправился на 3-х кораблях в 1594г. из Амстердама. Она была организована на средства государства и богатых торговцев. В ходе этого морского похода Баренц дошел до Новой Земли, но при попытке обогнуть ее с северной стороны, потерпел неудачу и был вынужден вернуться домой. Во время плавания исследователь вел различные наблюдения, записывал данные глубин, направление ветров, описывал рельеф берегов, флору и фауну, обычаи местных народностей.

Неудача не остановила мореплавателя. Через год в 1595г. он вновь отправляется в Арктику на шести хорошо оснащенных товаром кораблях. На этот раз Баренц выбрал путь через пролив Югорский Шар, находящийся между сибирским побережьем и о. Вайгач, но пройти через него из-за многометрового льда путешественники не смогли и вновь были вынуждены вернуться на родину.



После этого правительство отказалось финансировать дальнейшие экспедиции в Арктику, но настойчивый Баренц в 1596г. отправился в свой третий северный поход на 2-х кораблях, в котором был уже в качестве штурмана. В результате этого путешествия на карту был нанесен о. Медвежий, открыт Шпицберген и ряд других объектов, составлено точное описание береговой линии Новой Земли. Мореплаватель сумел обогнуть Новую Землю и вошел в бассейн Карского моря, где вскоре попал в ледяную ловушку, выбраться из которой не удалось, поэтому было решено сойти на берег и остаться там для первой в истории Арктики зимовки. Моряки выстроили себе жилище, в условиях полярной ночи сумели наладить свой быт, преодолевая в течение долгих 9 месяцев многочисленные тяготы и невзгоды. Особое внимание при этом Баренц уделял физическому здоровью команды. Перезимовав во льдах и потеряв надежду на освобождение судна, голландцы приняли рискованное решение - на двух шлюпках, построенных из остатков корабля, отправиться к Кольскому полуострову. В начале этого опасного пути 20 июня 1597г., так и не найдя северную морскую дорогу в Азию, отважный голландец умер от цинги. Сведения об этом привезли добравшиеся на родину спутники.

Могила его неизвестна. Считают, что тело мореплавателя опустили в морскую воду Ледяной гавани, где он и нашел последний приют.

Несмотря на то, что дорога в Китайское царство так и не была открыта, материалы, полученные в ходе этих путешествий, имели большое значение и легли в основу новых карт и научных трудов. Имеют ценность и первые метеорологические заметки из дневника Баренца, сделанные на территории России, а также свидетельства обнаружения им старых поморских зимовий, захоронений и останков русских кораблей. Ныне Виллема Баренца называют шкипером эпохи, заслуги первопроходца признаны во всем мире, а в его честь в 1853г. названо море в Арктике.

Место зимовки голландцев никем не посещалось в течение 274 лет. В 1871г. его обнаружил норвежец Э. Карлсен и был удивлен тем, что дом, как будто вчера построен. Он обнаружил массу предметов, в том числе корабельный журнал. Через пять лет Ледяную гавань посетил англичанин Гардинер и, что интересно, увидел дом совершенно разрушенным, но это не помешало ему найти немало ценных находок, в том числе гильзу с последней запиской Баренца. В 1933г. русская геологическая партия обнаружила лишь остатки сруба. В то, что в наши дни далеко на севере можно найти следы давней зимовки В. Баренца, никто не верил, кроме Дмитрия Кравченко – историка, путешественника и бывшего штурмана, посвятившего большую часть своей жизни поиску голландской каравеллы. В результате поисковых экспедиций, проведенных в к. 70-х – н. 80-х гг. было обнаружено место зимовки, проведены раскопки и найдено около 100 артефактов. Этим самым была отдана дань Виллему Баренцу – храброму человеку, прошедшему славный жизненный путь, сделавшему огромный вклад в изучение Севера и ставшим примером для последующих поколений.

Надежда Горлакова, научный сотрудник музея Г.Я. Седова
Просмотров: 594 | Добавил: muzeygyasedova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar