Главная » 2021 » Декабрь » 8 » ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЫСЯЧУ МИЛЬ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЫСЯЧУ МИЛЬ
09:53
ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЫСЯЧУ МИЛЬ
110 лет назад – 14 декабря 1911 года – норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен первый достиг Южного полюса

“Сила воли – первое и самое важное качество искусного исследователя. Только умея управлять своей волей, он может надеяться преодолеть трудности, которые природа воздвигает на его пути”
Руаль Амундсен

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был Америго Веспуччи, совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты. Это была эпоха, когда совершались великие географические открытия. Кратко описав своё пребывание в этих, прежде недоступных широтах (Веспуччи был не только мореплавателем, но и учёным), он продолжил свой путь к берегам нового, недавно открытого континента – Америки, – носящего сегодня его имя. Планомерное исследование южных широт в надежде отыскать неведомую землю почти три века спустя предпринял знаменитый англичанин Джеймс Кук. Ему удалось приблизиться к ней ещё больше, достигнув при этом семьдесят второй параллели, но дальнейшему его продвижению на юг помешали антарктические айсберги и плавучие льды. Открытие шестого континента Антарктида, Южный полюс, а самое главное – право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим.
В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента. В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей. Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды. С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор. Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем.
В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться. Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций – британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль. Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя. Однако в пути он получил сообщение, что Северный полюс уже покорился американцам – Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг. Было отправлено письмо англичанину Роберту Скотту, который первым официально объявил о своих планах по покорению Антарктического полюса. Это, хотя бы формально, избавило Амундсена от подозрений в нечестной игре – своего конкурента он известил. Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.
Руаль Амундсен родился в 1872 году в местечке Борге в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему исполнилось 14 лет, отец умер, и семья переехала в столицу Норвегии Христианию. Старшие братья связали свою судьбу с морем, а младший, Руаль, по просьбе матери поступил учиться на медицинский факультет университета. Но уже тогда он мечтал о путешествиях, и его любимым чтением были книги английского мореплавателя Джона Франклина про исследования в Арктике. Вскоре мать Руаля умерла, он бросил университет и с этого дня всю свою жизнь без остатка посвятил путешествиям.
9 сентября 1910 года “Фрам” покинул о. Мадейра и 14 января 1911 года вошел в Китовую бухту Моря Росса. По пути к Антарктиде Амундсен и его спутники не заходили ни в один порт из экономии времени.
Береговой отряд Амундсена высадился на берег. За 2 недели был собран деревянный дом, под названием “Фрамхейм” (“Дом Фрама” - от названия экспедиционного судна “Фрам”), в котором собирались зимовать участники похода к полюсу. Он был построен заблаговременно на вилле Амундсена, разобран и погружен на корабль, а по приезду собран на леднике. Кроме того, в плотном снегу были вырыты многочисленные переходы и помещения. Их использовали как мастерские и склады для хранения провианта. Как предполагал Амундсен, лагерь располагался на материке, на самом деле это был довольно стабильный ледник. По некоторым данным, участок ледника, на котором некогда располагался “Фрамхейм”, в 1928 году откололся в виде айсберга и был унесён в океан, по другим данным - простоял до 2000-х годов. “Фрам” под командованием капитана Нильсена ушел в море 15 февраля, а участникам берегового отряда - всего их было 9 человек - предстояло выполнить немалую работу: опробовать, подогнать, а при необходимости изменить снаряжение; заготовить достаточное количество тюленьего мяса для питания людей и собак, забросить провиант на продуктовые склады, которые Амундсен планировал разместить на каждом градусе по меридиану, т.е. через каждые 110 км вплоть до 82 градуса южной широты Фрамхейм располагался на 78° 41 южной широты, т.е. было сделано 4 продуктовых закладки.
Антарктическую зиму участники экспедиции провели в трудах, а с наступлением осени - 8 сентября - была предпринята первая (довольно авантюрная) попытка штурма Полюса. Стояла аномально холодная погода - минус 56 градусов. Лыжи не скользили, собаки не могли заснуть из-за мороза. Полярники дошли до склада на 80 градусе южной широты, разгрузили там нарты и вернулись обратно. Потом на штурм Полюса вышла группа из 5 человек во главе с Амундсеном. Остальные трое были отправлены им во второстепенную экспедицию. 20 октября Амундсен и его спутники вышли на юг. Впереди было почти 1500 километров пути в одну сторону. В наличии: 4 саней, 52 собаки и несколько продуктовых складов по пути. Если норвежцы шли по практически неизведанной территории, то маршрут британцев был уже частично пройден и описан. Британцам предстояло пересечь ледник Бидмора (норвежцы наткнулись на ледник Акселя Хайберга) - оба ледника являются частью Трансантарктического горного массива, преграждавшего покорителям путь к полюсу. Антарктида представляет собой огромную ледяную линзу, понижающуюся от высоты в 3200 метров на полюсе практически до уровня моря на побережье.
Весь огромный ледник пронизан “бездонными”, как писал Амундсен, трещинами. При глубине в несколько километров их и вправду можно считать бездонными. Удивительно как не свалились туда британцы, шедшие пешком, т.к. Амундсена и его спутников изрядно выручали лыжи, но и сами норвежцы почувствовали коварность трещин, едва присыпанных снегом или прикрытым ледяным настом. Поиск проходов среди коварных трещин был второй, помимо подъема на ледник, трудностей экспедиции. 1 ноября в путь выдвинулась команда Скотта. У норвежцев преимущество в 11 дней. 9 ноября команда Амундсена достигла 83° южной широты, где был заложен большой склад для обратного пути, а 17 ноября группа подошла к границе шельфового ледника, откуда им предстоял подъем на полярное плато. Оттуда до полюса оставалось 550 километров, но сначала им предстояло покорить ледник, названный Амундсеном в честь одного из спонсоров экспедиции ледником Акселя Хайберга.
21 ноября часть собак была забита и частично съедена, и к полюсу отправились трое саней и 18 собак. Амундсен планировал, что дойдут до полюса и вернутся обратно к промежуточному лагерю 12 собак. Так в результате и получилось. Команда Скотта тем временем немного увеличила скорость передвижения. После отстрела манчжурских лошадок сократилось время сбора лагеря. Также были брошены мотосани, трансмиссия которых не выдержала мороза. Кроме того, ледник Бимора, по которому шла группа Скотта, был гораздо более проходим, чем ледник Хайберга, по которому шел Амундсен. Скорость же передвижения норвежцев резко упала, тратилось много времени на проведение осмотра местности. Тем не менее, команда Амундсена вскоре выбралась на полярное плато, откуда до Полюса оставалось всего ничего. Группа Скотта передвигалась на лыжах и сами же полярники тянули сани с продовольствием, весом до 200 килограмм на каждого, что резко снижало их скорость. Амундсен и его спутники двигались к полюсу на лыжах. Каюры – погонщики собачьей упряжки – шли на лыжах рядом с санями. К каждым из трёх саней было прикреплено колесо, отмерявшее пройденное расстояние.8Это многократное резервирование систем было характерной чертой организации всей экспедиции Амундсена. С более чем двойным запасом готовилось все снаряжение, провиант, а в случае с измерением расстояния Амундсену было крайне важны стопроцентные, “железобетонные” доказательства его покорения полюса. На санях были сложены провиантские ящики: походное снаряжение, а также еда: шоколад, галеты, и самое главное - пеммикан для питания собак и людей. Пеммикан представлял собой смесь из высушенного толченого мяса с жиром, разводился водой, коей вокруг было предостаточно в виде льда, и употреблялся в виде чрезвычайно калорийного мясного супа. Кроме того в пеммикан, как собачий, так и человеческий были добавлены сушеные овощи, что уберегло команду Амундсена от цинги, которой не избежали люди Скотта. Пища готовилась на керосиновом примусе. И еще одна причина неудачи Скотта: бидоны с керосином, заложенные на стоянках, были запаяны оловом, который при температуре ниже -13 градусов теряет свою кристаллическую структуру и превращается в порошок. При возвращении с полюса Скотт столкнулся с пустыми баллонами в продуктовых закладках. Экспедиции было не на чем готовить горячую пищу.
6 декабря норвежская группа достигла точки покоренной ранее Шеклтоном, где был воздвигнут норвежский флаг. Дальнейшие территории Амундсен объявил владениями Норвегии. Наконец, 14 декабря по меридиану Фрамхейма - это 3 часа ночи по Гринвичу, или полночь по Москве - норвежцы достигли Южного полюса по данным счисления, то есть, по одометрам. Достижение полюса было отмечено водружением норвежского флага, с дальнейшим поеданием тюленины, которая после пеммикана была лакомством, и курением припасенных сигар. В полночь 15 декабря путешественники установили свое местоположение по солнцу: 89⁰ 56' южной широты, т.е. примерно в 7,5 километров от полюса. Амундсен решил заключить место своей стоянки в круг диаметром в 20 километров, чтобы географический Южный полюс стопроцентно попал в него. Трое из пяти участников экспедиции ушли на юг, запад и восток соответственно, пройдя 10 километров в одну сторону и 10 в обратную каждый. 16 декабря, все пятеро выдвинулись на юг, где через 10 километров поставили маленькую палатку, под названием “Пульхейм”. Над ней развевался норвежский флаг, внутри были оставлены письма для Роберта Скотта и короля Норвегии.

Вычисленные по солнцу данные о местоположении свидетельствовали, что Амундсен и его спутники приблизились к Полюсу настолько близко, насколько это позволяло точность измерительных инструментов. Но и этого Амундсену было мало! После измерений двое его спутников Хансен и Бьолан прошли еще четыре мили или семь километров в направлении вновь найденного меридиана. На полюсе были оставлены еще одни нарты. По мере уменьшения расстояния уменьшалось количество продовольствия, которое было необходимо везти с собой, поэтому обратно с Полюса ушли 5 человек, 17 собак и двое нарт. На обратном пути команда Амундсена двигалась гораздо быстрее. Если к полюсу они шли со среднесуточной скоростью в 24,4 км в день, то обратно скорость возросла до 36 километров в день. Весьма выручали в ориентировании их и снежные “туры” – пирамидки сложенные из нарезанных из снега “кирпичиков”, оставленные на пути к полюсу. 26 января Амундсен со спутниками вернулись во Фрамхейм, отмахав за 40 дней 1450 километров. “Фрам” тем временем совершил океанографическое путешествие вокруг Антарктиды с заходом в Буэнос-Айрес. 30 января 1912 года полярники отчалили в направлении Норвегии. Тем временем, 16 января 1912, за 25 км до полюса, где пересеклись трассы Скотта и Амундсена, Скотт обнаружил следы отряда Амундсена (снежные пирамидки). 17 января, Скотт вышел на Южный полюс, к палатке оставленной Амундсеном на полюсе - Пульхейму, с опозданием на 34 дня. Но, несмотря на то, что победа Амундсена была омрачена гибелью группы Скотта, он вышел из этой гонки победителем.
Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования. На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев - величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция “Амундсен-Скотт”. В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт. Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое. В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты. Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники. Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как “Беллинсгаузен” и “Дружная 4”, а также сравнительно новые – “Русская” и “Прогресс”. Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.
Просмотров: 176 | Добавил: muzeygyasedova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar