В очень тяжелую навигацию 1937 года в Арктическом бассейне было затерто льдами несколько судов. С 23 октября 1937 года из моря Лаптевых начался совместный дрейф ледокольных пароходов «Малыгин», «Садко» и «Георгий Седов». Их сносило на север и северо-восток. В результате предпринятой спасательной операции в апреле 1938 года с этих судов на материк самолетами переправили 184 человека. В конце августа к «Садко» и «Малыгину» пробился ледокол «Ермак», который вывел их из ледового плена, а «Георгий Седов», получивший повреждение рулевого устройства, продолжил дрейф во льдах. Капитану Константину Бадигину предложили покинуть поврежденный пароход. Он ответил: «Я покину борт «Седова» только тогда, как он отшвартуется в родном советском порту». Для дальнейшего дрейфа с ним на пароходе добровольно осталась команда из 15 человек. Героическая эпопея дрейфа ледокольного парохода «Г. Седов» проходила большей частью в очень высоких широтах Арктики. 29 августа 1939 года корабль достиг самой северной точки — 86°39'30" северной широты и 47°55' восточной долготы. Малочисленный экипаж «Георгия Седова» во время ледового плена максимально использовал все возможности для научных наблюдений и ремонта своего корабля. Всего «Г. Седов» за время дрейфа выдержал 156 сжатий и торошений льдов. И в том, что пароход сохранил судоходность, немалую роль сыграли мужество и выучка капитана и оставшихся зимовать членов экипажа. Продолжавшийся 812 дней дрейф «Седова» закончился 13 января 1940 года в Гренландском море. За это время ледокольный пароход прошел 6100 километров пути. На последнем этапе «Георгия Седова» из ледяного плена вывел новый советский ледокол «Иосиф Сталин» и судно самостоятельно пришло в Мурманск в конце января 1940 года. Всем пятнадцати седовцам, участникам героического дрейфа, было присвоено звание Героя Советского Союза.
Материал подготовлен на основе открытых источников.
|