Главная » 2022 » Август » 26 » ПОСТАВЩИК Г.Я. СЕДОВА.
ПОСТАВЩИК  Г.Я. СЕДОВА.
16:03
ПОСТАВЩИК Г.Я. СЕДОВА.
К 110-летию начала первой русской экспедиции к Северному полюсу под руководством Георгия Яковлевича Седова.

ПОСТАВЩИК Г.Я. СЕДОВА.

Наш известный земляк Георгий Яковлевич Седов, организовывая свою первую русскую экспедицию к Северному полюсу, счел необходимым изучить опыт и снаряжение предыдущих исследователей Крайнего Севера и Юга. Стоит отметить, что среди всего прочего, особое внимание он уделил приобретению ездовых собак. Путешественник был уверен, что это непременно должны быть сибирские лайки, потому что они быстроходны, выносливы, отлично приспособлены к холоду, не мерзнут на сильном морозе и умеют спать, зарывшись в снег. Именно этих собак брал с собой в экспедицию знаменитый Фритьоф Нансен, и они там великолепно себя проявили. Георгий Седов знал, что их поставлял норвежцу тобольский мещанин Александр Иванович Тронгейм ( по другим данным – Тронтхейм ), также имевший норвежские корни.

Он прибыл в Россию из скандинавского приморского города Тронгейма в 1876г., сначала был переводчиком, затем служил у известного золотопромышленника А.М. Сибирякова, путешествовал как по сибирским рекам, так и в Швецию. В дальнейшем он организовал собственное дело по поставке сельди. За много лет проживания в этих краях, стал большим знатоком Севера. К тому же, кроме специальных знаний и опыта, его отличала надежность, дисциплинированность, великолепное чувство ответственности и долга. Именно к нему и обратился с просьбой помочь в приобретении хороших ездовых собак для предстоящей экспедиции Фритьофа Нансена русский полярный исследователь Эдуард Толль. К этой просьбе Тронгейм отнесся с огромной ответственностью. Он не только закупил 30 отборных собак, но и испытал их, затем, пройдя сложный путь, доставил к местечку Хабарово, после чего дождался Ф. Нансена и лично передал ему заказ.

После этого Тронгейм стал авторитетным специалистом по обеспечению полярных экспедиций ездовыми собаками. К его услугам прибегали многие полярники из разных стран.

Не стал исключением и Г.Я. Седов, обратившийся к нему с подобной просьбой, к которой поставщик отнесся как всегда добросовестно и ответственно. В книге одного из участников седовской экспедиции Н.В. Пинегина «Георгий Седов» приводится такой факт: «Возвратился в Петербург радостный. Все главное сделано. Дома нашел телеграмму из Тобольска от Тронгейма, доставлявшего ездовых собак Нансену, Аббруцкому и американцам. В телеграмме – согласие доставить сорок пять отборных собак с Оби». Снабженец не только выбрал лучших животных, но и оплатил их доставку по железной дороге. Именно эти настоящие сибирские, прекрасно выезженные лайки, в дальнейшем себя великолепно проявили. Но почему не было доставлено 100 собак, как просил Г.Я. Седов? Потому что поставщик больше не смог, сетуя на то, что сибирские лайки вырождаются, а некачественный товар он поставлять не мог. Вторую половину собак Георгий Яковлевич купил чуть дороже уже в Архангельске у фон Вышомирского, и как выяснилось позже, - это были обыкновенные, не приспособленные к арктическим условиям, дворняги (Н.В. Пинегин с.75), которые в первую же зимовку почти все погибли, а оставшиеся - оказались драчунами и наносили только вред экспедиции.

Тобольские собаки были же неизменными помощниками Георгию Седову и его спутникам в трудных арктических походах. Однажды во время зимних наблюдений у мыса Литке, ночью к палатке, где ночевали Георгий Седов и Юган Томиссар, пришел белый медведь. Неизвестно, чем бы закончился этот ночной визит, если бы не собаки, которые быстро окружили его плотным кольцом. Лютее всех оказался Варнак, признанный вожак собачьей стаи, а также Разбойник, Весельчак и Пират. Они смело запрыгнули незваному гостю на спину и шею, остальные стали им помогать. Эта пауза позволила путникам не только проснуться, но и взять Георгию Седову ружье и произвести точный выстрел.

Примечателен другой случай, произошедший в середине января 1913 года. Морозы тогда дошли до -50. Трое участников экспедиции, которые незадолго до этого отправились на охоту на собачьих упряжках, решили вернуться на судно. Одного из них – штурмана Николая Максимовича Сахарова – на обратном пути спас от замерзания его любимец пес Штурка. Обморозивши конечности, обессилив, Максимович ложился на снег и в полном изнемождении засыпал. В такие минуты Штурка садился рядом и начинал выть. Вой будил замерзающего и тот усилием воли поднимался и шел дальше. Когда приблизились к судну, пес прибегал на «Фоку», словно хотел сообщить о трагедии, но никто не обратил на это внимание. К счастью, пострадавший, вместе со своим фаворитом все же живым вернулся на судно.

То, с чем пришлось столкнуться в этой русской экспедиции к Северному полюсу людям и животным, красноречиво говорит цитата из другой книги Н.В. Пинегина - «В ледяных просторах»: «…Вчера брели до колен в снегу, проваливались по пояс между торосами, вязли ногами в трещинах, скользили по скатам льдин и падали. Снова вставали, снова шагали навстречу бешеной метели – страшному слепящему потоку. В поту, с безудержной бранью на устах и в сердце, надсаживались мы, ставя и толкая тяжелую, облепленную снегом нарту. Трясущимися от натуги руками поднимали кнуты и хлестали милых старательных собак и заглушали свирепым криком жалость к ним, качающимся на ногах». Справиться с этими суровыми испытаниями могли только сильные выносливые животные.

Собаки, купленные у Александра Тронгейма, проявили себя в этом арктическом путешествии с самой наилучшей стороны: они не только являлись средством передвижения в сложных арктических условиях, перевозя людей и грузы, но и отважно защищали их от незваных гостей – медведей, были незаменимыми помощниками на охоте. Они являлись также надежными друзьями и любимцами полярников, помогая им коротать суровые будни. Самым храбрым из них был пес Варнак, которого даже не захотели продавать по окончании экспедиции, так как очень им дорожили, а самым верным – Фрам, не пожелавший покидать могилу Г.Я. Седова и оставшийся верным своему хозяину даже после его смерти. Все участники седовской экспедиции сохранили благодарность в своих сердцах своим преданным друзьям и помощникам – сибирским лайкам, с которыми им пришлось выдержать столь тяжкие испытания, и были глубоко признательны их поставщику – Александру Ивановичу Тронгейму, русскому сибиряку с норвежскими корнями.

Надежда Горлакова, научный сотрудник музея Г.Я Седова
Просмотров: 377 | Добавил: muzeygyasedova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar