Главная » 2017 » Март » 30 » Память народная – не умирает…
Память народная – не умирает…
10:56
Память народная – не умирает…

              5 марта 2017 года исполняется 103 года со дня гибели Георгия Седова в суровых льдах Арктики .
              Решающий штурм Северного полюса первой русской экспедицией начался 2 (15) февраля 1914 года. В этот день русский исследователь Георгий Седов и два матроса из его команды, Григорий Линник и Александр Пустошный,  вышли из бухты Тихой и на собачьей упряжке направились на север.
Из дневника Георгия Яковлевича  Седова:
              "2 февраля (15). С утра негромко, пасмурно, температура -13. В 12 часов при температуре - 20 под пушечные выстрелы отвалили от судна к полюсу. Провожали нас верст  пять вся здоровая команда и офицеры. Сначала стезя была плохая, но зато собакам помогала команда, а потом путь улучшилась, а в конце Гукера (острова) встретили огромные ропаки (отдельная льдина, стоящая вертикально или наклонно среди относительно ровной поверхности плавучего льда), сквозь которые пришлось переправляться, благодаря наступившей темноте с большим препятствием; нарты опрокидывались, и люди падали. Я с больными ногами полетел немного раз...» 
                 И так каждый день. Скверная погода. Много снега. Вьюги. Нарты врезаются в толщу снега. Собаки устают, а ежедневно нужно тяжело работать - тащить груз и двигаться вперед. 
                3-го февраля (16)  мороз -35.Седьмого (20) февраля  мороз - 40 и  сильнейшая двухчасовая вьюга. Мучительная дорога, кашель, задышка. Седов записал «несладко крайне при большом морозе дышать на ходу, приходится сильно втягивать в грудь морозный воздух, боюсь простудить легкие…  Собаки, бедняжки, не знали, куда свои морды припрятывать...  Это бесповоротно нас убило, мы чуть-чуть продвигались вперед. Я все время оттирал физиономию и все-таки не усмотрел, как немного обморозил нос...»
               Вскоре Георгий Яковлевич до того ослаб из-за бронхита, что не мог двигаться. Был усажен на нарты. А ночью, в палатке  очень плохо себя чувствовал. Ужасно боялся, чтобы не «заполучить воспаление легких» 
               13 февраля (27) оказалось не только скверным числом, но и днем тоже. Вечером к палатке пришел  гигантский медведь и собаки погнали его. Седов с матросом Линником бросились за ними. Через два километра пройденного за собаками   пути «мы нашли медведя сидящим в лунке, окруженного собаками. Я немного раз стрелял в него с аршинного расстояния, но ружьецо так замерзло, что не дало ни одного выстрела»  записал  в свой дневник Седов после возвращения в палатку.
                 Возвращаясь назад  Седов  не мог двигаться сам. Пришлось остаться с собаками, пока Линник  пошел за нартой.  « Вскоре медведь выскочил из лунки и побежал... собаки за ним. Часа посредством два меня нашла нарта и привезла, как останки, в палатку. Здоровье близкое ухудшил, а тут ещё нужно залезать в замерзший обледенелый мешок»
               16 февраля (2 марта)  «... Болен я адски и никуда не гожусь. Сегодня снова мне будут растирать ноги спиртом. Питаюсь только одним компотом и водой, другого ничего суть человеческая не принимает. Увидели выше гор в первый раз милое, родное солнышко. Ах, как оно прекрасно и что надо! При виде его в нас весь мир перевернулся. Привет тебе, чудеснейшая диковинка природы! Посвети близким на родине, как мы ютимся в палатке, больные, удрученные, под 82 северной широты!". Это была последняя запись в дневнике  Г.Я.Седова, сделанная его рукой.
                20 февраля (5 марта) 1914 года Георгия Яковлевича Седова не стало.  Матросы предали земле его тело  на мысе Аук  острова Рудольфа, самом северном острове  архипелага земли  Франца Иосифа. Вместо положенного  гроба - два парусиновых мешка, в изголовье - крест, сделанный из лыж. В могилу положили флаг, тот, что Седов мечтал водрузить на полюсе.
                     9 марта  матросы  Григорий Линник и Александр  Пустошный двинулись в обратный путь.  В упряжке оставалось 14 собак. Керосину - на 5 варок. Экономя горючее, они ели мерзлое сало, вместо чая пили холодную воду, растапливая снег своим дыханием. Через пять дней керосин кончился.
                     Утром 6(19) марта Линник и Пустошный вернулись на судно.
Вечером все собрались в каюте. Читали дневник Седова, после этого Григорий Линник рассказывал о последних днях Георгия Яковлевича.
                     Сегодня многие герои прошлых лет отошли на второй план, уступив веяниям нового времени. Однако Седов Георгий Яковлевич остается в нашей истории как самоотверженный путешественник, человек непреклонной воли и несгибаемого характера, который ставил перед собой сверхзадачи, и не его вина, что последняя стоила ему жизни.
                     5 марта, в день гибели нашего славного земляка, музей Г. Я. Седова проводит акцию «Георгий Седов – наша гордость», приуроченную к  Дню Памяти этого смелого первопроходца  Арктики. Мы ждем посетителей музея  в этот памятный для нашей малой Родины день. 

        Степанова В.С. – директор музея Г.Я.Седова 

Просмотров: 767 | Добавил: kultura | Теги: седов, музей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar